РАСТУЩИЙ РЫНОК. В советские времена производство пластмасс в основном было сконцентрировано на оборонных предприятиях, и простым гражданам перепадали лишь детские ванночки, тазики да лейки. После 1990-х популярными стали пластиковые стаканчики: как удобно было смешивать в них водку с апельсиновым соком! Впрочем, специалисты знают что из пластмассы делают громадный ассортимент продукции: мебель и корпуса телевизоров, байдарки и туалеты. По экспертным оценкам, количество выпускаемых изделий из пластмассы в России, не являющейся лидером отрасли,- 250-300 тыс. единиц. А ведь все это разнообразие форм достигается благодаря практически одному полипропилену (и схожим продуктам переработки нефти) и нескольким основным технологиям переработки пластмасс: ротационной формовке, вакуум-формованию и литью под давлением. В течение последних десятилетий прослеживается устойчивая тенденция: темпы роста мирового потребления полимерных материалов значительно опережают темпы роста общемирового производства (если, по оценкам экспертов, мирвовой валовый продукт в среднем будет расти на 3,5%, то потребелние пластмасс будет ежегодно увеличиваться на 5,5%). Фактически уровень потребления современных полимеров — показатель развитости и технологичности страны.
ВРАЩЕНИЕ ПО КРУГУ. В пластмассовом бизнесе, как и в любом другом, одно правило: чем меньше производителей, ниже конкуренция, тем рентабельнее бизнес. Именно поэтому, по мнению специалистов, одна из самых рентабельных технологий — так называемая ротационная формовка, которая дешевле формовки на термопластавтоматах и используется в основном для мелкосерийного производства. Пресс-формы для термопластавтоматов должны выдерживать высокое давление и поэтому изготавливаются из дорогого легированного металла. При ротоформовке высокое давление отсутствует. Скорость отливки при ротоформовке, конечно, ниже, но пресс-форма стоит дешевле. По всей стране в области ротоформовки работают три-четыре фирмы, основные из них: «Ротопласт», «Эльгарполимер», и «Анион». Они появились на рынке во второй половине 1990-х. До этого эти технологии применялись военными, в частности, для производства корпусов ракет (это кстати, было одним из тщательно оберегаемых секретов, поэтому ракеты красили под металл).
Лазарь Аврух, технолог «Ротопласта»: В отличие от бетона срок жизни пластика — десятки лет, и, несмотря на большую стоимость пластикового колодца (порядка $300) по сравнению с бетоном, в итоге эксплуатационные расходы получаются несравненно меньшими. В Европе это давно поняли, перейдя именно на пластик. Правда после августа 1998 года от проекта производства колодцев всем компаниям пришлось отказаться: для бюджета города они стали слишком дороги. Хотя на самом деле есть еще одна веская причина: лобби московских бетонных заводов, которым тоже надо что-то кушать. Но именно после неудачи на рынке колодцев ротоформовщики открыли для себя новую нишу — выпуск дорожных блоков ограждения (именно они на время любой дорожной стройки или укладки асфальта опоясывают участок). До начала их выпуска в России строители вынуждены были завозить блоки из Европы. При этом каждый обходился в $200, и это было невыгодно: блок внутри полый, а места занимает много- платили за перевозку воздуха. Именно производство дорожных ограждающих блоков на фоне бурного развития дорожного строительства (по данным «Ротопласта», на дорогах Москвы из установлено больше 10 тыс.) способствовало росту фирм, работающих по технологии ротационного формования, позволив наладить выпуск прочей продукции — уже для населения: от баков объемом до 30 тыс.литров, до туалетных кабин.
Михаил Насташкин, президент «Ротопласта»: Уникальность нашей технологии — в возможности формования изделий объемом до 40 кубов, чего не позволяет ни одна жругая технология (например, термопластавтомат может отформовать изделие объемом до 200 литров). Другое преимущество — возможность делать изделия минимальными тиражами. Например, на «Ротопласте» гордятся тем, что когда известному дрессировщику Запашному понадобились семь ванн для морских котиков, они их сделали. Изготовленные на термопластавтоматах ванны были бы практически золотыми.
Михаил Насташкин:Когда мы начинали в 1998 году, у нас, естественно, не было денег на импортное оборудование, комплект которого стоит под $1 млн., так что целый год мы посвятили разработке собственного оборудования. На базе арендованного во Владимирской области цеха мы сперва построили небольшой агрегат, на котором и начали производить блоки. Где-то через год мы заработали на строительство второй линии, позволяющей стабильно выпускать качественные установки собственного производства и диаметром сферы до 3,5.
Ротационная машина больше походит на центрефугу для космонавтов или развлекательный атракцион: огромная полностью герметичная и разогретая емкость с предварительно загруженным в нее сырьем — порошком полистирола — вращается по кругу. Максимум за полчаса сырье расплавляется, равномерно заливая форму. Затем рабочий разбирает форму и вынимает уже готовое изделие. Вот, собственно, и вся технология. Обслуживают агрегат всего три человека, весь цех — не больше 200 кв.м., рядом механический участок для производствва форм. Казалось бы, ничего сложного. Но именно по причине практического отсутствия конкуренции (три фирмы погоды не делают, а импортировать объемные изделия невыгодно) рынок ротоформовки только создается, при этом ежегодно увеличиваясь на 25%. Интересно, что уже сейчас в цехе «Ротопласта» лежит свежеотлитый корпус бомбы со стабилизатором, выполненный по заказу военных, и этого уже никто не скрывает.
Михаил Насташкин:Пока ежегодный оборот нашего производства с учетом импорта — примерно $10 млн, но при этом его неиспользованный потенциал — как минимум $100 млн, то есть оно занято не более чем на 10%. К примеру, сейчас практически все емкости для пищевой промышленности делаются из нержавейки, которая дороже пластика в два-три раза, но их вполне можно заменить пластиковыми баками. Совершенно не использован потенциал производства товаров для спорта (на Западе по этой технологии делают даже байдарки). Вот сейчас у нас в стадии разработки бытовые газовые пластиковые баллоны, топливные баки для тракторов и много чего еще.